КРАТКИЙ ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
"РУССКАЯ ИЗБА"
Проект: Мини музей «Русская изба"
Сентябрь – Тема: «Милости просим в нашу избу!»
Цель: Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
по ссылке можно посмотреть более подробный отчет:
ИЗБА — крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью. Слово «изба» употреблялось только по отношению к дому, рубленному из дерева и расположенному в сельской местности. Оно имело несколько значений:
- во-первых, изба — это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками и хозяйственными помещениями;
- во-вторых, это только жилая часть дома;
- в-третьих, одно из помещений дома, отапливаемое русской духовой печью
Ай качи качи качи
Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки
Совушка-сова
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Ладушки-ладушки!
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
И т.д.
«Русские колыбельные».
Игра «Тетёра».
Одна из самых популярных народных игр
России. В разных регионах существует свой вариант текста, но суть игровых
действий остается постоянной- сохранить своих «деток». Данные игровые действия
развивают координацию движений, ловкость, быстроту реакции. В «Тетёру» с
удовольствием играют как дети разного возраста, так и их родители, старшие
братья и сестра.
Ход игры.
Пара детей, или несколько пар, образуют
«воротики», остальные дети встают «цепочкой» и друг за другом проходят под
«воротиками» с пение:
-Тетёра шла, маховая шла,
Шла по улочкам, по закоулочкам.
Сама прошла, детей провела.
Самого хорошенького оставила!
Как только заканчиваются песня, «воротики»
захлопываются. Участник, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении
игры становятся новыми «воротиками».
Октябрь – Тема: «Скоро девочки покров»
Цель: «Знакомство с традицией «осенне-зимние
посиделки» и праздником «Покрова»
Беседа для детей подготовительной группы
«Покров Пресвятой Богородицы» Цель: Сформировать у детей общее понятие о
значении праздника «Покров Пресвятой Богородицы»
Задачи:
1. Объяснить значение праздника «Покров
Пресвятой Богородицы» на примере покрова земли листьями осенью.
2. Познакомить с приметами и обычаями, связанных с «Покровом».
3.
Развивать любознательность, интерес к народным традициям своей страны.
Оборудование:
засушенные осенние листья, мультимедийная презентация «Покров Пресвятой Богородицы»,
ноутбук.
- Ноябрь – Тема: «Печь как мать родная»
Цель: Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее
достопримечательностью печью»
Любое жилище – это целая
вселенная. В старину об этом рассказывало само устройство дома. Свое внимание,
ребята, я хочу остановить на печи.
Печь - была главной частью жилища. Печь занимала большую часть дома, и условно делили жилую часть дома пополам. Между печью и стеной с окном – женский, хозяйкин угол (бабий кут). Здесь висела колыбель. А напротив – угол мужской работы, хозяйский. Печь согревала всех в долгую зиму, она служила источником тепла и света. В ней пекли хлеб, варили щи да кашу. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно.
Печь в доме называли – матушкой. Считается: кто сидел на печи, тот не гость, а свой!
Загадки:
1. Летом спит, зимой горит
Пасть открывает,
Что дают - глотает. (Печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает
А сам в угол идет.
(Ухват)
3. Я нужен не песок копать -
А хлеб из печи доставать.
(Лопата- садник)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
Кашу варит -… (Чугунок)
Для всех в доме хватало
места, тепла, света, пищи, внимания и любви!
Волшебные свойства печи в русских сказках
- Печь – используется в сказках не для фона, она
– полноценная героиня волшебных историй, которая обладает волшебными
свойствами.
«Емеля на печи»
Самая известная из таких сказок с печами –
это «По щучьему велению». Её главный герой, Емельян, прожигает жизнь,
лениво валяясь на печи. Однако его судьба круто поменялась после того, как он в
проруби изловил волшебную щуку. Она начала исполнять все прихоти Емельяна.
Так, он не желал никогда не слезать со
своей любимой печной лежанкой, и по щучьему велению печь стала самоходной.
Емельян лихо гонял на ней, будто на санях. Хорошо ему было кататься на
печи – и быстро, и тепло. Это не ковёр-самолёт, на котором русской
зимой можно в сосульку превратиться.
Важная роль отводится
печке и в сказке «Гуси-лебеди». Там печурка могла разговаривать и сама
печь пироги.
Машенька и печка
- В
момент первой своей встречи с ней Маша заносчиво отказалась кушать любезно
предложенный печкой ржаной пирог, и та не сказала девочке, куда
отправились гуси-лебеди. На второй же раз, когда Маша просила печку
спрятать её от хищных гусей-лебедей, она уже с радостью скушала пирог и
получила защиту.
- Примечательно,
что во второй раз обращаясь к печи, Маша говорит ей «Матушка». Это
отображает и отношение русского народа к печке – как к доброй и заботливой
матери, которая всегда спасёт, обогреет, накормит. И т.д.
- РИСУНКИ НАШИХ РЕБЯТ.
ДЕКАБРЬ – Тема: «Любят в праздники рядиться наши русские девицы»»
·
Цель:
Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из
бисера»
«Русский народный костюм». Познавательная беседа .
Цель: Дать
представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского
народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах
кроя, орнаменте и отделке);
•
Развивать эстетическое восприятие;
•
Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.
Структура беседы:
• Рассказ
воспитателя по теме;
•
Рассматривание иллюстраций;
•
Дидактическая игра «Собери костюм»;
• Викторина «Русский костюм».
В
РАМКАХ ПРОЕКТА "РУССКАЯ ИЗБА" МЫ С РЕБЯТАМИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ГОЛОВНЫМИ УБОРАМИ, УЗНАЛИ ИХ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
В
старину головные уборы имели прежде всего практическое значение. Они покрывали
голову и защищали от холода и жары. Однако — и это не менее важно — они могли
многое рассказывать о человеке. О том, откуда он был родом, о его социальном
статусе, семейном положении.
Например, молодые девушки, которые еще только готовились к замужеству, носили
уборы, которые не скрывали волосы — главный критерий женской красоты. Это были
различные обручи, венцы, ленты, повязки.
А вступив в брак, женщина голову покрывала, и видеть ее волосы мог только муж.
Если же она с непокрытой головой, «простоволосой», попадалась на глаза
постороннему человеку, это считалось позором — так возникло выражение
«опростоволоситься».
«Русские народные украшения»
Цель: Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.
Детям про Рождество Христово!
Рождество — самый важный и
радостный христианский праздник. Ведь он прославляет рождение Человека и Бога в
одном лице Иисуса Христа. Отмечают его 7 января. Ночь накануне Рождества считается
волшебной. И если в эту ночь загадать доброе, милое, мудрое желание, оно
обязательно сбудется.
Ведь именно любви, доброте и мудрости учил людей Иисус Христос.
Этот праздник отмечают всей семьей, поэтому дети должны знать
его историю, традиции, обычаи.
Сегодня мы расскажем историю Рождества Христова для детей.
Кто такой Иисус?
Иисус – это и Человек, и Бог одновременно. Это сын Бога. Он был
послан на Землю для того, чтобы спасти всех людей и за это ему пришлось
погибнуть. Жил Иисус давно, более двух тысяч лет назад, но мы помним о нем и о
том, что он пожертвовал собой, ради всего человечества.
Что же такое Рождество?
Рождество отмечается 7 января — это День Рождения Иисуса. Хотя
точной даты рождения Христа никто не знает. В некоторых странах Рождество
отмечают 25 декабря по старому стилю.
История рождения Иисуса, история Рождества для детей
Родителями Иисуса были Мария и Иосиф. Хотя на самом деле отец
Иисуса – Господь Бог, но Иосифу была доверена миссия воспитать сына Божьего.
Дева Мария со своим мужем, Иосифом, жила в городке Назарет.
Из-за переписи населения Римской империи, они вынуждены были пойти в Вифлеем. В
Вифлееме было много людей, прибывших на перепись, все дома и гостиницы были
заняты, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере, которую пастухи
использовали для укрытия скота от непогоды. Именно в ней и родился Иисус — Тот,
Которому суждено было стать Спасителем мира.
Так, как в пещере не было кроватки, родители младенца положили
прямо в ясли, специальный ящик, из которого едят животные. Он как раз был
заполнен сеном.
Неподалеку пещеры проходили пастухи со своим стадом. Они увидели
яркий свет и ангела. Ангел возвестил их о рождении Христа, который пришел на
землю, чтобы спасти мир от грехов. Ангел рассказал пастухам, как найти
Младенца.
Пастухи оставили свои стада, и пошли в сторону Вифлеема, там и
обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях.
А в это время где-то на востоке трое мудрецов, которых называли
волхвами, увидели в небе яркую Вифлеемскую звезду, которая указала им путь к
новорожденному младенцу. Они знали, что в скором времени в мир должен прийти
Спаситель, которому суждено стать Царем Небесным на земле, и отправились к нему
с дарами (золотом, ладаном, смирной).
Правящий в те времена царь Ирод, услышав весть о рождении нового
царя, испугался, что тот может заменить его на троне, потому велел убить всех
младенцев в городе. Но Иисуса в тот момент в городе уже не было. Иосифу явился
ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь
там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
Так Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.
Рождественские колядки
Рождественские колядки — это небольшие
веселые стишки, которые принято исполнять, чтобы, прославляя Рождество, поздравить хозяев дома, пожелать благополучия в семье и хорошего
урожая.
Раньше, напевая колядки, молодежь ходила от дома к дому, а
хозяева награждали певцов гостинцами.
Для тех, кто чтит Рождественские традиции,самые
веселые колядки.
Итак, Рождественские колядки:
С Рождеством святым вас,
люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Что б в достатке пребывали!
***
Добрый вечер добрым людям!
Пусть веселым праздник будет.
С Рождеством вас поздравляем.
Счастья, радости желаем!
Щедрый вечер, добрый
вечер!
Добрым людям на здоровье!!!
***
Коляда-колядин!
Я у батеньки один.
По колено кожушок —
Дайте, дядя, пирожок!
***
Знают взрослые и дети:
Для добра живем на свете!
Днесь святое Рождество,
На планете торжество!
Коляд, коляд, колядушек —
Хорош с медком оладушек!
А без меду — не таков,
Дайте, тетя, пирогов!
***
Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
***
Ангел нынче к нам
спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
***
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется! И Т.Д.
***Рождественские игры для дошкольников:
Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.
Задачи:
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.
Активизировать речь через устное народное творчество.
Воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом, любовь к
ближнему, создание позитивного настроения.
Сделать праздник незабываемым и
веселым для детей помогут рождественские игры. В старину играм уделяли много
времени, многие из которых, к сожалению, забыты нашим поколением. Вспомним
некоторые из них.
Добрый день, веселый час!
Рады снова видеть вас!
Всех поздравить с торжеством –
С новым Годом, с Рождеством!
Пришли веселые деньки,
Горят на елке огоньки,
Повсюду слышно звонкий смех –
Настало время для потех!
Для шуток и веселья,
Крутого настроения,
Для забавных колядок,
Таков рождественский порядок!
Кузовок
(Из народных игр, записанных В.
И. Далем)
Дети садятся играть.Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься –
отдашь залог.
Дети по очереди говорят слова в
рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок,
коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок. ” Тот, кто не
может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой
предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).
По окончании разыгрываются
залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают
каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть
песенку.
Эстафета «Собери снеговика» с родителями
В эстафете участвуют две
команды «СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся
в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные
детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга – большой, средний и
маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде
ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут
свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая
быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.
Молодцы-озорники,
В глазах сияют огоньки.
Чтобы год прошел на славу,
Вспомним зимние забавы!
(говорит и показывает движения
и просит детей повторять)
Тихо падают снежинки (Дети тихо хлопают в ладошки)
Дед Мороз морозит льдинки (Хлопают громко)
Намело большой сугроб.
В него – прыг-да-скок! (Прыгают)
Приготовили коньки,
Сделать «ласточку» смогли… (Показывают)
А теперь встаем на лыжи.
Можем мчаться до Парижа. (Двигаются к елке и обратно)
Продолжаем веселиться,
Нужно с горки прокатиться. (Встали паровозиком и побежали)
У кого замерзли ножки?
Разомните их немножко! (Прыжки на месте)
Февраль-Тема: «Бабушкин
сундук»
Цель: Знакомство с
русскими народными старинными играми.
Конспект НОД
«Игрушки наших бабушек»
Интеграция образовательных
областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Знакомство детей со старинными игрушками.
Задачи:
Образовательные:
-дать представление детей
об игрушках
прошлого;
-пополнить словарный запас детей глиняный, тряпичный,
деревянный;
Развивающие:
- развивать интерес к
народным игрушкам;
-развивать умение отгадывать
загадки, угадывать игрушки на ощупь;
-развивать у детей интерес к предметам старины;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к игрушкам наших бабушек;
-воспитывать аккуратность при выполнении работы.
ПОДЕЛКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
РАЗНОВИДНОСТИ
КУКОЛ.
Март-Тема: «Как рубашка в поле выросла»
Цель: Знакомство с
трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)
«Как наши предки, славяне, трудились в старину»
Цель занятия:
Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей
славянского народа.
Знакомим детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник,
кузнец, гончар, ткачиха).
Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.
Как рубашка в поле выросла — Ушинский К.Д.
Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» — настоящее путешествие в прошлое. В нем автор показывает, какой это был нелегкий труд — сделать рубашку. Девочка Таня наблюдает процесс создания рубашки с момента посева семян льна и до готового изделия.
КРАТКИЙ ОТЧЕТ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
"РУССКАЯ ИЗБА"
Апрель -Тема: «Русь нарядная (куклы в
народных сарафанах).
Цель: Закрепление знаний о народном костюме.
Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме»Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город.Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый.
МАЙ -Тема: «От лучинки до электричества».
Цель: Знакомство
с историей происхождения электрической лампы.
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «История
возникновения электрической лампочки»
Цель:
создание условий для развития интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (причинах и следствиях).
Июнь ,Июль- Тема: Игры
«Семик, девки, да и троица»
Цель: Итоговое занятие. Активизация
музыкального творчества детей. Август- Тема: «Ты коси коса (труд крестьянина в поле)
Цель : Итоговое занятие. Активизация музыкального
творчества детей.
Цели и задачи -
развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с
движениями, работать над темпом и ритмом речи; воспитывать желание выразительно
двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять
действия в определённой последовательности.
- формировать умение соблюдать правила поведения с взрослыми и
со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на
просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение;
формировать умение поддерживать речевое общение. Например:
Цели и задачи -
развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с
движениями, работать над темпом и ритмом речи; воспитывать желание выразительно
двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять
действия в определённой последовательности.
- формировать умение соблюдать правила поведения с взрослыми и
со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на
просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение;
формировать умение поддерживать речевое общение. Например:
«Звонарь»
Ход
игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и
приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается
к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок
тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они
вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока
включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не
окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий
и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие
играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
«Большая карусель»
Цель игры. Учить детей говорить
в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения,
реагировать на словесный сигнал.
Ход игры: Педагог знакомит
детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца:
«Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле
веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет
карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
«Игра с Солнцем»
Ход
игры: В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с
изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям представление о старинных русских обычаях.
2. Познакомить детей с лекарственными травами.
3. Активизация словаря.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки и умения.
Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Сейчас этот древний праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.
Песня «Как на тоненький ледок»
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал-лежит,
Никто к Ване не бежит…
Таня с Маней увидали-
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали
Да за обе руки брали.
Они брали, подымали,
На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
-Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам.
Текст детской народной песни «Кошкин дом»
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Залить не умеет.
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит уточка с ковшом,
Да ковш уронила,
Воду-то разлила.
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит кисонька с горшком,
Залить хочет молоком;
Но не добежала,
Горшок расплескала.
Дон! Дон! Дон!
Погорел весь кошкин дом!
Где теперь кошечке жить?
Комментариев нет:
Отправить комментарий