Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.
Цель методической разработки: Развитие тонких движений пальцев рук.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ 1 младшей группы
***
ЗАЙКА.
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) — Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать ушки)
***
МАШИНКА
Заведу мою машину («мотор») — Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать) Крепко-крепко руль держу («держать руль») На педаль ногою жму. (топать правой ногой)
***
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз. Прицепил вагон, повез….
***
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка)
***
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, (И. П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
***
КОШКИ — МЫШКИ
Вот кулак, (показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
***
Зайчик и охотник
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)
Вышел зайка погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами)
Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга)
Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)
Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды)
И несу его домой,
Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)
***
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
***
МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку). Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
***
ЕРШИ
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
***
ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
***
ПОМОЩНИК
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
***
ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
***
ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
***
ПОСЧИТАЕМ.
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
***
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
(с мизинца - к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
***
ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
***
ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
***
СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой,
Этот пальчик - бабушка (указательный,
Этот пальчик - папочка (средний,
Этот пальчик - мамочка (безымянный,
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
***
ПАЛЬЧИКИ
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
***
СКОРО ЛЕТО !!!
Лето с детьми: 10 правил безопасности
Впереди долгожданное тепло и каникулы, а значит, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Чтобы отдых оставил приятные впечатления и воспоминания, а неприятности не омрачили три летних месяца, стоит заранее подумать о безопасности детей и напомнить им об этом.
1. Не все, что привлекательно выглядит, является съедобным.
Лето – самое подходящее время, чтобы вместе с детьми изучить названия растений, ягод и плодов. На помощь придут энциклопедии, информация из интернета и ваши собственные знания. Если у вас есть сад, постарайтесь, чтобы в нем не росло ничего ядовитого: малыши могут просто забыть, что красивые оранжево-красные ягоды ландыша или бузину ни в коем случае есть нельзя. Поэтому лучше, если их просто не будет на участке. В любом случае установите правило: ничто незнакомое в рот не брать.
2. Осторожнее с насекомыми.
Кроме ботаники, летом наглядно можно изучать и зоологию. Поговорите о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом летает оса. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или детской косметикой с сильными ароматами, чтобы не привлекать насекомых сладкими запахами. Что сделать, если все-таки укусила пчела. Для защиты от опасных насекомых выберите репеллент с натуральными компонентами, разрешенный для детей, и наносите его самостоятельно в соответствии с инструкцией.
3. Защищаться от солнца.
Стоит, как можно раньше познакомить ребенка с солнцезащитным кремом и объяснить, для чего и как часто им пользоваться. И даже с учетом нанесенного крема нужно не забывать про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Расскажите о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 17-00) и объясните, что если ребенок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.
4. Купаться под присмотром взрослого.
Даже если ребенок уверенно плавает или одет в специальные нарукавники, жилет и круг, обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте его из виду. Так вы сможете видеть, что ребенок плавает в специально отведенном, неглубоком месте и контролировать потенциально опасные игры, которыми дети могут увлекаться в воде.
5. Надевать защитное снаряжение.
Покупка велосипеда, роликов или скейтборда должна сопровождаться покупкой шлема и прочей защиты от травм. А надевание такого снаряжения пусть станет обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать до нужного места или двадцать.
6. Выбирать безопасные игровые площадки.
Прежде чем посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без зазубрин и торчащих гвоздей. Аттракционы в парках необходимо выбирать в соответствии с рекомендованным правилами возрастом, напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении во время катания. Во время прыжков маленького ребенка на батуте, взрослому нужно находиться рядом и не разрешать кувырки или прыжки нескольких детей на батуте одновременно. Также нужно объяснить ребенку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли ее поверхность.
7. Мыть руки перед едой.
А также овощи, фрукты и ягоды. Чтобы избежать инфекций и "болезней немытых рук", летом необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, а также иметь с собой влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.
8. Одеваться по погоде и ситуации.
Для жаркой погоды стоит выбирать одежду из натуральных тканей – "дышащую" и свободную. Поговорите о том, почему в лес лучше надевать одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, и как это может защитить от укусов насекомых. Обратите внимание на то, как одет ребенок, играющий на детской площадке: опасными элементами одежды считаются тесемки на футболках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.
9. При грозе и молнии найти безопасное укрытие.
Даже если ребенок не боится громких звуков, а вид сверкающей молнии кажется ему завораживающим, стоит четко объяснить, какую опасность таит молния для людей на открытом пространстве, и почему необходимо переждать непогоду в закрытом помещении подальше от окон и дверей.
10. Пить достаточно воды.
Хорошо, если у ребенка есть свой рюкзак, а в нем бутылка с водой, которую можно наполнить. При активных играх нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в особенно жаркие дни нелишним будет распылять на тело термальную или обыкновенную воду из пульверизатора. Желательно, чтобы выходя из дома с детьми, родители держали в сумке стандартный летний набор: вода, солнцезащитный крем, мини-аптечка, головной убор и не портящиеся закуски. Так, имея под рукой предметы на случай необходимости, взрослые и дети смогут расслабиться и получать удовольствие от самого активного и солнечного времени года.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДОМА: 15 ИДЕЙ, КАК ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ НА КАРАНТИНЕ
Одними мультиками тут не обойтись, ребенку нужно много двигаться — бегать, прыгать, играть в мяч. Чтобы направить неуемную детскую энергию в мирное русло, родителям нужно проявить фантазию и организовать им активные игры в домашних условиях.
Домашний боулинг
Соорудить игру, в которую можно играть хоть в одиночку, хоть всей семьей, проще простого, потому что «оборудование» найдется буквально в каждом доме. Берем мяч, лучше из ПВХ — будет меньше шума, но подойдет любой спортивный или игровой мячик и 10 пластиковых бутылок. Импровизированные кегли можно сделать яркими, наполнив фантиками или цветной бумагой. Правила просты: мяч, как шар в настоящем боулинге, нужно направить на выстроенные кегли — чем точнее бросок, тем больше «кеглей» упадет. Для большей заинтересованности ребенка, придумайте ему интересный призовой фонд. А текущие результаты записывайте на большом листе бумаге.
Борьба сумо
Если в семье растут двое детей с небольшой разницей в возрасте, предложите им провести забавный турнир сумоистов. Маленькие сорванцы будут в восторге от такого занятия! Причем игра увлекательна уже на стадии подготовки. Что нужно найти для экипировки: две домашние папины футболки, два ремешка и две большие подушки. Гигантскую спортивную форму сооружаем с помощью подушек: закрепляем ремешком на груди и спине, сверху надеваем папину майку. А далее самая веселая часть игры — столкновения и падения. Кто удержится, то победитель.
Бег с воздушными шарами
Каждому участнику забега дается воздушный шарик, который нужно переправить в другой конец комнаты (либо длинного стола), не касаясь его руками. На шарик можно дуть, подталкивать ногами (или локтями, если «забег» проходит на столе), подбородком, носом. Для детей постарше игру потребуется усложнить, расположив на пути следования игроков препятствия — например, преграду или что-то похожее тоннель.
"Ручеек»
На полу из двух скакалок или веревок делаем ручеек шириной полтора-два метра. Посередине раскладываем бумажные кружки — это камушки. Ребенку нужно перебраться с одного бережка на другой, наступая на островки и перепрыгивая камушки. Если оступился, берет паузу, чтобы «высушить» ножки на берегу. Нехитрое занятие тем не менее формирует у ребенка ловкость, равновесие и не даст заскучать во время карантина. А заодно малыш вдоволь напрыгается.
Бег с фасолью
Дети, как известно, любят побегать по дому, но каждый раз рискуют либо свалиться и получить ушиб, либо зацепить что-то из мебели. Поэтому предлагаем им подвигаться, но с некоторым ограничением: на голове у них будет лежать пакетик или мешочек с фасолью (горохом, карамелью). Таким образом ребенок должен стараться быстрее дойти до цели, но не уронить свой груз. Между тем научится держать равновесие и осанку.
«Поиск сокровищ»
Чтобы не заскучать во время долгого сидения дома, можно придумать разные мини-квесты. Например, искать сокровища! Спрячьте в квартире 10-15 вещей вместе с записками, в которых будет зашифрована подсказка о следующем месте «клада». Если развить мысль более фантазийно, то можно нарисовать целую карту «острова сокровищ», и тогда занятость ребенка часа на два обеспечена. Не хотите рисовать, тогда ведите ребенка к цели подсказками «горячо-холодно».
«Лабиринт»
В коридоре из бумажной или атласной ленты можно соорудить лабиринт и предложить своему чаду пройти через него, стараясь не касаться ленты. Поэтому ребенок должен проявить смекалку, ловкость и гибкость. Ленты к стене крепятся с помощью строительного скотча (тогда на обоях не останется следов). Лабиринт можно сделать на полу — горизонтальный, либо протянуть ленты по вертикали под углом.
Катание с горок
Кому-то покажется затея слишком экстремальной, но малыши ее воспримут на ура. Горку можно сделать с помощью плотного картона, который приставлен к дивану, чтобы горка не прогнулась, снизу подложить подушки или свернутое в рулон большое одеяло.
Канатоходец
По длинной веревке, расположенной на полу, ребенок должен пройти ровно, ни разу не сворачивая с пути и не оступаясь. «Канат» можно положить волнистой линией, в руках у канатоходца может быть зонтик, а на голове книга.
Мишень
Тренируем меткость детей в домашних условиях. Мишенью для игры может послужить что-угодно: пластиковая пятилитровая бутыль, в которой вырезано отверстие для мячей, корзинка или детское ведерко. Далее из фольги делаем мячики и пробуем попадать в мишень. Усложняем условия: целимся по очереди левой и правой руками. Можно устроить семейные соревнования: кто забросит больше шариков в мишень за определенное время или одновременно после команды «Начали!».
«Автомобиль»
Одна из популярных игр в детском саду, но ее можно легко организовать в домашних условиях во время карантина. Малыш исполняет роль «автомобиля», родителю достается роль «светофора», поэтому подготовьте три карточки — красную, желтую и зеленую. Когда «загорается» красный свет, ребенок стоит на месте. При команде «желтый» — «заводит мотор», а на зеленый свет — начинает двигаться.
«Выше и выше»
Помните, как в детстве мы сами прыгали на диванах и кроватях, чуть не до потолка? Нечто похожее можно организовать своему ребенку, только в более подходящих условиях. Тренируемся прыгать в высоту около свободной стены в комнате. Чем не активное занятие во время самоизоляции?! Ставим на стене отметку, до которой ребенок может допрыгнуть, потом чуть поднимаем уровень, потом еще и еще. 15 минут тренировки пойдут на пользу ребенку. Кстати, в эту игру охотно включатся и крохи и дети постарше.
Дискотека
Просто включаем ритмичную музыку и танцуем вместе с ребенком. Универсальное занятие и для двухлетних малышей и для детей младшего школьного возраста. Как вариант: соревноваться в баттлах или импровизировать с хореографией. Придумайте смешные движения, имитируя маленьких утят или котят, танцуйте, пойте и смейтесь. В течение дня можно устроить несколько таких музыкальных пауз.
Консультация для родителей детей 5–7 лет «Скрепочки и трубочки: дидактические игры по математике из подручных материалов»
Думаю, что 20 минут в день для любимого чада можно выкроить, чтобы не просто поиграть с ним, а поиграть с пользой – закрепить знание цветов спектра, порядковый и количественный счет, потренировать пальчики, глазомер, усидчивость, умение действовать в соответствии с образцом (схемой).
Для изготовления игр, которые я предлагаю сделать, понадобится минимум затрат и усилий: пара листов белого картона, фломастеры, прочная толстая нить белого цвета, скрепки канцелярские металлические и разноцветные и цветные трубочки для коктейля.
Первая игра «У кого длиннее змейка?»
Взрослый и ребенок берут в руки голову змейки, перед ними на столе в общей куче 20 металлических скрепок. Взрослый предлагает начать одновременно прицеплять скрепки к голове змеи друг за другом до последней скрепки и узнать у кого змейка получится длиннее? Когда последняя скрепка будет зацеплена, змеек нужно положить на столе параллельно друг другу и вначале измерить длину визуально. Чья же длиннее? После чего можно сосчитать количество скрепок, которые зацепили ребенок и взрослый. Сколько скрепок зацепила мама (папа? Сколько скрепок зацепил ты? Если играть часто, то навык ребенка будет усовершенствоваться, каждый раз количество скрепок на его змейке будет увеличиваться.
Вторая игра «Собери бусы!»
Взрослый предлагает ребенку собрать бусы и дает ему для этого нарезанные из разноцветных коктейльных трубочек короткие фрагменты – имитация «бусин» и прочную нить белого цвета. Ребенок может брать «бусины» разного цвета и в любой последовательности. Цель задания: развитие мелкой моторики ребенка, усидчивость. Задание можно усложнить, предложить ребенку собрать бусы в соответствии со схемой. Тогда ребенку нужно будет ещё дополнительно сконцентрироваться, быть более внимательным.
Третья игра «Тучка и дождик»
Взрослый предлагает ребенку картонный шаблон тучки с привязанными к ней прочными нитями белого цвета и «бусины» из разноцветных коктейльных трубочек. Первый раз задание может быть простым – нанизать на нити «капельки» любого цвета и в любом количестве. В следующий раз задание можно усложнять: нанизывать на каждую нить «бусины» только одного цвета (синие, красные, желтые, зеленые); нанизывать «бусины» двух цветов поочередно; нанизывать «бусины» на нити в соответствии с предложенной схемой.
Четвертая игра «Столько - сколько»
Взрослый предлагает ребенку несколько картонных карточек, на которых в ряд, вертикально, нарисованы геометрические фигуры или разные предметы, разноцветные канцелярские скрепки. Задание – нанизать столько скрепок, сколько геометрических фигур нарисовано на картинке. Например: прицепи к желтым звездочкам столько желтых скрепок, сколько звездочек нарисовано на картинке. После того, как ребенок выполнил задание нужно обязательно спросить: сколько звездочек нарисовано на картинке? (десять) Сколько скрепок ты прицепил к звездочкам? (десять) Какого цвета скрепки ты прицеплял? (желтые) и т. д. В данной игре ребенок закрепляет знание цветов спектра и количественный счет.
Пятая игра «Сколько всего? Какие по счету?»
Взрослый предлагает ребенку картонные карточки, на которых нарисованы разноцветные круги (под цвет имеющихся канцелярских скрепок) с привязанными к ним прочными нитями белого цвета, цветные канцелярские скрепки, цветные «бусины» из цветных коктейльных трубочек. Задание – прицепи скрепок разного цвета по количеству цифр в кругу. Например: 1 синюю скрепку, 4 красных, 2 зеленых и 3 желтых. Сколько всего скрепок ты прицепил? (десять) Какую скрепку ты прицепил первой? (синюю) Какого цвета скрепки ты прицепил вторыми по счету? (красные) и т. д. По такому принципу можно нанизывать «бусины» из коктейльных трубочек.
Такие игры достаточно интересны детям. Так как вариантов игры всегда несколько дети не устанут от них. Играйте вместе с детьми, процесс соревнования только усилит мотивацию у детей. Успехов!
Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
Дорогие взрослые, хочется Вам напомнить, что во время эпидемии стресс и беспокойство родителей передается детям, их тревожность растет. Детям передаётся состояние родителя, даже если он не говорит ничего пугающего. Иногда взрослый и сам не осознает свою тревожность, но о ней свидетельствует его суетливость, импульсивность действий, хаотичность в поведении.
Родитель начинает какое-то дело, бросает его, берется за другое, ведет себя излишне агрессивно, срывается на ребенка за то, что тот мешает, неправильно делает уроки… Как сохранить психику ребенка без негативных последствий в этот сложный период? Чтобы уберечь себя и свою психику в период нахождения в самоизоляции (карантина, необходимо сохранять способность здраво рассуждать, умение совладать с охватывающей тебя паникой, т. е «держать себя в руках».
В период карантина и самоизоляции родители могут наблюдать:
повышенную тревожность, беспокойство и плаксивость ребёнка
гипервозбужденность, так называемое" шило в одном месте", когда ребёнок чересчур активен и подвижен
детские истерики на фоне "мне скучно", "хочу на улицу"," все надоело" и т. д.
плохое засыпание и сон, наличие кошмаров
обострение хронических болезней и снижение общего иммунитета
Что предпринять родителям?
Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы,то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д., то все будут здоровы!»
Если ребенок очень боится заболеть,то можно сказать ему: «Микробы есть всегда.Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел (а? Потом ты выздоровел, я выздоровел (а). Важно соблюдать правила».
Желательно создать и соблюдать распорядок дня для своей семьи, который будет комфортным для всех, с учётом особенностей детей.
Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним — это снимает тревогу.
Не обсуждайте новости в мире в присутствии детей. Старайтесь меньше думать о плохом.
О прогулках: минимизируйте пребывание на улице, дышите свежим воздухом с балкона, если, все таки собрались на прогулку — гуляйте в безлюдных местах, обеспечив должную защиту ребёнка, не разрешайте малышу контактировать с другими детьми (не из вашей семьи).
Мир и взаимопонимание в семье, атмосфера любви и уважения — лучшая среда для пребывания, развития и безопасности ребёнка.
Тревожность нужно снимать принятием ответственности на себя, включением логики, рациональности, попытками контролировать эмоции. Займитесь аутотренингом, расслабьтесь, поиграйте с детьми, испеките вместе пирог. Повлиять на ситуацию за пределами дома вы не можете, но вы можете сделать более радостным и приятным климат в семье.
Всем любви и здоровья!
Консультация для родителей в подготовке обучения грамоте
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв, в звучащую речь. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.
После того как ребёнок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения.
Итак начнем.
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:
Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -
ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных
звуков: А О И У Ы Э
Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-
нужно сравнивать звуки по их произношению.
Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.
(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-
мешают зубы)
ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем
пропеть- например,звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует
помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р» -язык, «м»-
губы, «з» -язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.
Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание
на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются
(произнесите слова «кино», «пальто», а при произнесении согласного звука
мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ,ЧТО:
ЗВУКИ «Ч», «Щ», «Й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ
ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.
Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это
проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит
ли наше горлышко, или громко песенки поет (чувствуем вибрацию голосовых
связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:
«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук
«з»- горлышко вибрирует).
Для примера, рассмотрим звуковой анализ
слова КАТЯ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству
звуков в слове.
1. мы должны определить последовательность звуков в слове,
интонационно выделить их, и назвать изолированно. («К» «А»
«Т» «Я», одновременно вести указкой под схемой.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или
мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,
согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –
зеленый.
3. произнести слово с ударением (Кааатя) и обозначить ударный
гласный черной фишкой.
В работе это выглядит так:
Катя - .К» «А» «Т» «Я»
1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.
2ой звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой
3ий звук «Т» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой
4ый звук «Я» - гласный, обозначается красной фишкой.
«Катя» – ударный гласный звук «А»- ставим черную фишку.
Вопросы и задания:
1. Какие гласные в слове Катя(«а», «я»)
2. Какой ударный звук? («а»)
3. Произнеси слово с ударением («Кааатя»)
4. Какой мягкий согласный? («ть»)
5. Какой 2ой твердый согласный? («к»)
6. Какой первый согласный звук? («к»
ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)
Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.
Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот примеры простых игр.
Игра «Кто больше назовт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.). Игра «Кто больше назовт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).
На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребнку их вспомнить.
Через несколько занятий ребнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий