Консультация для родителей
" Сенсорная интеграция "
Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.
Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.
Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?
Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.
Что включает в себя «сенсорная комната»?
- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
- «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.
- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.
- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).
- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.
- Утяжеленные одеяла и подушки.
- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).
- Развивающие коврики и столы.
- Световое и звуковое оборудование и т.п.
Например ,можно использовать : Сенсорный мешок (сенсорный чулок Кислинг) – сшитый из эластичной ткани эффективный инструмент сенсорной интеграции, оказывающий воздействие на вестибулярную, проприоцептивную и тактильную системы. Его придумала немецкий эрготерапевт Улла Кислинг – автор книги «Сенсорная интеграция». Изначально сенсорный мешок создавался для детей с особенностями развития (СДВГ, ДЦП, РАС, ЗПР, ЗРР), но он может использоваться для нормотипичных деток, потому что это отличное приспособление для веселой развивающей игры. Занятия и игры с использованием такого мешка помогают решать проблемы как гипо-, так и гиперчувствительности детей. Благодаря нахождению в сенсорном чулке у ребенка улучшается ориентация в пространстве (верх-низ, право-лево) и координация движений. Чулок воздействует на вестибулярный аппарат и помогает развивать тактильное сенсорное восприятие. Ребенок лучше чувствует свое тело, оно становится ловким и гибким, развивается координация, баланс, проприоцептивная система (за счет натянутой ткани оказывается небольшое давление на тело). Во время игры ребенок испытывает необычные ощущения, это расширяет его восприятие окружающего мира. Примеры игр с сенсорным чулком: Также сенсорный мешок может послужить местом, где можно успокоиться, расслабиться, отдохнуть, если забраться внутрь и просто полежать, свернувшись клубочком.Сенсорный мешок – универсальное развивающее приспособление, которое можно использовать по-разному. Хорошее настроение детям гарантировано, а развивающий эффект не заставит себя долго ждать. Сенсорное яйцо “Кислинг” Развиваются одновременно три самые важные для ребенка системы:
|
Как здорово, что у нас в группе появились атрибуты для сенсорной комнаты, детки с удовольствием с ними играют.
ОтветитьУдалить