пятница, 6 октября 2023 г.

Сенсорная интеграция

Консультация для родителей 

Сенсорная интеграция "


Сенсорная интеграция
(от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.




Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).

- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

- «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

- Утяжеленные одеяла и подушки.

- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

- Развивающие коврики и столы.

- Световое и звуковое оборудование и т.п.

Например ,можно использовать :

Сенсорный мешок (сенсорный чулок Кислинг) – сшитый из эластичной ткани эффективный инструмент сенсорной интеграции, оказывающий воздействие на вестибулярную, проприоцептивную и тактильную системы. Его придумала немецкий эрготерапевт Улла Кислинг – автор книги «Сенсорная интеграция».

Изначально сенсорный мешок создавался для детей с особенностями развития (СДВГ, ДЦП, РАС, ЗПР, ЗРР), но он может использоваться для нормотипичных деток, потому что это отличное приспособление для веселой развивающей игры.

Занятия и игры с использованием такого мешка помогают решать проблемы как гипо-, так и гиперчувствительности детей. Благодаря нахождению в сенсорном чулке у ребенка улучшается ориентация в пространстве (верх-низ, право-лево) и координация движений.

Чулок воздействует на вестибулярный аппарат и помогает развивать тактильное сенсорное восприятие. Ребенок лучше чувствует свое тело, оно становится ловким и гибким, развивается координация, баланс, проприоцептивная система (за счет натянутой ткани оказывается небольшое давление на тело). Во время игры ребенок испытывает необычные ощущения, это расширяет его восприятие окружающего мира.

Примеры игр с сенсорным чулком:

  • Гусеница. Предложить ребенку, находясь в мешке, ползти, как гусеница.
  • Прохождение полосы препятствий. Создайте полосу препятствий, разложите на полу подушки, мягкие модули и предложите ребенку пройти ее, находясь в мешке.
  • Угадай, кто я? Находясь в сенсорном мешке изобразить какое-либо животное или предмет и попросить угадать ребенка. Затем поменяться ролями. Попросить ребенка принять позу, изображающую геометрические фигуры (треугольник, ромб, квадрат).
  • Наперегонки (если у вас 2 или более сенсорных мешка). Устроить перекаты и ползанье в мешках на скорость.
  • Угадай на ощупь. Попросите ребенка через ткань, на ощупь, угадать предмет (например, игрушку или геометрическую фигуру из сортера). Или наоборот, поместите в чулок предмет и попросите ребенка на ощупь угадать, что это.
  • Ночные тени. В темноте включить фонарик и поиграть со своей тенью. В чулке встать в позу и попытаться угадать, что получилось на стене.

Также сенсорный мешок может послужить местом, где можно успокоиться, расслабиться, отдохнуть, если забраться внутрь и просто полежать, свернувшись клубочком.Сенсорный мешок – универсальное развивающее приспособление, которое можно использовать по-разному. Хорошее настроение детям гарантировано, а развивающий эффект не заставит себя долго ждать.

 Сенсорное яйцо “Кислинг”

 Развиваются одновременно три самые важные для ребенка системы:

  • Вестибулярная, отвечающая за поддержание равновесия;
  • Тактильная, которая управляет чувствительностью кожи;
  • Проприоцептивная, регулирующая ощущение собственного тела в пространстве.
В таких условиях ребенок легче позволяет себе новые тактильные ощущения, такие как прикосновение, поглаживание, переворачивание, чего раньше не допускал.


1 комментарий:

  1. Как здорово, что у нас в группе появились атрибуты для сенсорной комнаты, детки с удовольствием с ними играют.

    ОтветитьУдалить